Какие хомуты лучше для патрубков
Перейти к содержимому

Какие хомуты лучше для патрубков

  • автор:

Новые хомуты для патрубков системы охлаждения

Все время пользовался червячными хомутами, да собственно и выбора не было. Недостатки их хорошо известны: дешевые режут патрубки, качественные со временем все равно приходится подтягивать тк из за перепадов температур патрубки все равно проминаются и плотного обжима не получается.Маленький диаметр вообще нормально не обжать в силу конструкции самого хомута — все это плата за универсальность.Вместе с заменой патрубков появилось желание заменить хомуты на пружинные, лишенные этих недостатков. Обжим равномерный по всей окружности, соединение относительно подвижно и обеспечивает постоянный обжим вне зависимости от перепадов температуры. Недостатки то же присутствуют: без спец инструмента не снять и не поставить, если только нет столько силы, что можете гнуть монеты. Ограниченный рабочий диаметр требует точного подбора хомутов.Затруднения при монтаже в ограниченном пространстве. В простых магазинах, по крайней мере у меня не купить, приходится заказывать через интернет. Цена получается практически одинаковая с качественными традиционными хомутами в обычном магазине.

Фото в бортжурнале Lada 21093Фото в бортжурнале Lada 21093

При установке силиконовых патрубков могут возникнуть сюрпризы тк внешний диаметр их может отличаться в любую сторону от номинала. Возможно потребуется примерка и только потом заказ.
На печку у меня потребовалось 4 шт FBS 2612 и 4 шт FBC 2712, 26 не оделись. Качеством монтажа очень доволен. Герметик традиционно не применялся, он в этих соединениях не нужен и даже вреден, отказался я от него давно, еще на обычных резиновых патрубках с обычными хомутами и проблем никогда не испытывал.
Первоначально вдохновился постом www.drive2.ru/l/482861252649943157/

Фото в бортжурнале Lada 21093Запчасти на фото: 0260112, 0350112. Фото в бортжурнале Lada 21093

Запчасти

Крепление аккумулятора для Opel Vectra B

Как выбрать подходящий хомут для шлангов?

хомут для шлангов

От выбора хомута зависит напрямую целостность всей системы и её отдельных элементов. Шланги и патрубки обладают эластичностью, но меньшим запасом прочности, чем металлические трубы, подвержены перетягиванию и растрескиванию под воздействием давления, солнечных лучей и смены температур. Поэтому надёжный хомут для шлангов поможет увеличить срок их использования без потери надёжности системы.

Достоинства и недостатки разных типов хомутов для соединения шлангов и патрубков

Проволочный хомут — популярный вариант для толстостенных армированных шлангов. Крепление надёжно и прочно, но долговечность зависит от качества резины шланга. Если резина без стабилизаторов, старая или с уже намечающимися дефектами, то трещины — вопрос времени.

Хомут червячный ленточный с насечками — казалось бы, идеальный вариант. Но просечки при высоком давлении способны прорезать резину, и она быстрее стареет под воздействием агрессивных сред. Поэтому такие хомуты лучше использовать с резиновой прокладкой или для обычных условий.

Хомут с формованной накаткой — может вызывать повреждения шланга при перетягивании и врезании накатки в тело шланга. Не любит многоразового использования: при снятии лучше заменить на новый хомут. Имеет смысл выбирать хомуты с гладкой скруглённой поверхностью, сварным корпусом и широкой лентой.

На что обращать внимание:

Для тонкостенных эластичных шлангов больше подходят хомуты из гладкой широкой ленты, не создающие повреждений самого шланга.

Важную роль играет момент затягивания: наше отечественное «чем сильнее, тем лучше» — не работает: каждый тип шланга и хомута имеет свой предел затягивания. Более сильное натяжение приведёт к повреждению шланга, даже если хомут выдержит нагрузку.

Текут патрубки охлаждения — ставим пружинные хомуты

Всем привет, на моей старенькой «жучке» возникала регулярная проблема с текущими патрубками системы охлаждения, особенно в районе термостата над генератором из-за чего того постоянно заливало и были проблемы с зарядкой. Замена патрубков на новые особо не помогла — через несколько месяцев они начинали течь снова, резина усыхала и если вовремя не подтянуть червячный хомут, то начинало потеть, плюс, зимой — это регулярная проблема из-за температурных расширений резины.

Поэтому решил полностью избавится от этой головной боли и установить взамен червячных так называемые пружинные. В отличие от первых, они не повреждают резину, обтягивают ее постоянно и равномерно, компенсируя все температурные расширения, да, и стоят не намного дороже червячных.

Выбор пал на недорогие немецкие хомуты под маркой Norma, посылка как всегда пришла вовремя. Устанавливать их будем на новые патрубки, так как для старых они уже не подойдут.

Однако, перед покупкой хомутов необходимо замерить следующие диаметры и подобрать каждый точно по месту установки:

  • Dmin — диаметр одетого шланга на патрубок в той части где будет стоять хомут, обычно не сильно различается с диаметром самого шланга.
  • Dmax — диаметр в месте наибольшего утолщения.
  • Dn — диаметр хомута в свободном состоянии.
  • Do min — диаметр хомута в максимально раздвинутом состоянии.

На хомуте указан номер 40, который для данной марки указывает на значение Dmin или, грубо говоря, на диаметр шланга для которого он предназначен. То есть, просто замеряем диаметры всех патрубков.

Сам хомут выполнен из толстой 2-мм рессорной стали, окрашен в матовый черный, на нем выбиты марка и размер, все сделано довольно аккуратно, заусениц, способных повредить резину не видно. Руками раздвинуть его практически невозможно, поэтому дополнительно был приобретен специальный съемник.

С установкой проблем практически не возникло, все патрубки обжались очень туго и внучную не снять, со временем он сам обожмет резину еще туже.

По прошествии полугода никаких подтеков не заметно, хомуты прочно сидят на своих местах, в общем, рекомендую к использованию. Ниже небольшое видео с процессом установки:

Пружинные хомуты в системе охлаждения (ABK 2.0).

Зимой, в очередной раз, столкнулся с понижением уровня антифриза в расширительном бачке. Это мне порядком надоело и поэтому решил заменить все оставшиеся червячные хомуты на пружинные.

При последнем ремонте системы охлаждения поменял сломанные пластиковые фланцы на оригинальные и поставил на некоторые патрубки ваговские пружинные хомуты. Надо отдать должное, в тех местах где установил пружинные хомуты, протечки прекратились.

ВИНТОВЫЕ ХОМУТЫ.
Плюсы винтовых хомутов:
— для того чтобы одеть хомут не нужно снимать патрубок, и сливать охлаждающую жидкость
— для установки хомута не нужен специальный инструмент
— продаются везде
— может герметично обжать отвод фланца не круглой (овальной) формы
— недорогие

Минусы пружинных хомутов:
— не компенсирует разность теплового расширения резинового патрубка и отвода пластикового фланца
— не равномерно обжимает патрубок, из за чего может деформироваться резиновый патрубок, а отвод пластикового фланца может стать овальным
— давит на патрубок с непредсказуемым давлением (может пережать патрубок сверх нормы), что в свою очередь ведет к прорезанию патрубка или ломает отвод пластикового фланца
— дешевые хомуты -недолговечные

Возник вопрос почему с завода на наших машинах устанавливали винтовые хомуты, а не пружинные?

Рассмотрим физику процесса компенсации теплового расширения.
Имеем систему с тремя детали с разной степенью теплового расширения: пластиковый фланец, резиновый патрубок и металлический хомут. Минимальное расширение у металла, максимальное у резины. Рабочая температура от — 40 до + 100 градусов. При таких рабочих температурах необходимо чем то компенсировать разные степени расширения.

В системе с винтовыми хомутами, роль компенсатора разности теплового расширения выполняет упругая оболочка резинового патрубка. Толщина оболочки патрубка 3,5 — 5 мм. Новый патрубок упругий и эластичный. За счет такой толщины и упругости и происходит компенсация разности теплового расширения.

Со временем эта система перестает нормально работать. На это есть две причины.
Во первых, упругость резины снижается из-за старения и загрязнения, резина становится более дубовой и она перестает расширяться в нужном диапазоне.
Но в большей степени влияет то, что резина под хомутом, в месте сжатия уплотняется и становится тоньше.
Из-за этих двух факторов, появляется утечка антифриза в этом узле.

В Германии, при такой проблеме, на сервисе поменяли бы патрубок, хомут и фланец на новые. И эти узлы не беспокоили бы еще много лет владельца автомобиля.

У нас большинство поступает по другому. Для устранения протечки винтовой хомут затягивается сильнее. Протечка прекращается на некоторое время.
Продолжая время от времени затягивать хомут до тех пор, пока он не прорезает патрубок или не лопается отвод пластикового фланца.
Правильное решение проблемы — замена резинового патрубка на новый. В этом случае для фиксации патрубка можно использовать любые хомуты, винтовые, винтовые с пружинной вставкой или пружинные.

Фото в бортжурнале Audi A6 (C4)

ПРУЖИННЫЕ ХОМУТЫ.
В системе с пружинным хомутом роль компенсатора разности теплового расширения выполняет сам хомут. При понижении температуры он сжимается, при повышении разжимается, обеспечивая необходимую герметичность.

Плюсы пружинных хомутов:
— компенсирует в достаточных пределах тепловое расширение
— форма примыкания к патрубку почти правильная окружность
— давит на патрубок с постоянным давлением (пережать патрубок сверх нормы невозможно)
— долговечные

Минусы пружинных хомутов:
— дорогие
— для того чтобы одеть хомут нужно снять патрубок, а значит слить охлаждающую жидкость
— для установки хомута нужен специальный инструмент
— продаются, обычно только под заказ

Установка пружинных хомутов.
Есть мнение, что устанавливать пружинные хомуты можно только на новые патрубки (в прочем, это справедливо и для винтовых хомутов).
К сожалению новые оригинальные патрубки стоят очень дорого. Но проблема даже не в этом. Многие патрубки уже нельзя купить. Оригинальные сняты с производства, а аналоги не выпускаются.
Поэтому я ставил пружинные хомуты на старые патрубки. Но ставил хомут не там где был винтовой хомут, а рядом справа или слева от продавленного места.
Перед установкой пружинных хомутов нужно проверить, чтобы окружность отвода фланца или трубопровода, на который надевается резиновый патрубок, была круглой формы. Если она будет овалом, пружинный хомут не сможет герметично обжать патрубок.

Фото в бортжурнале Audi A6 (C4)

Надевать пружинный хомут можно двумя способами.
1. Снять патрубок с фланца, сжимаем клещи с хомутом (хомут разжимается, увеличивается в диаметре), просунуть хомут на патрубок, одеть патрубок на фланец, установить хомут в нужном месте и разжать клещи (хомут сжимается).
2. Снять патрубок с фланца, сжимаем клещи с хомутом, просунуть хомут на отвод фланца, одеть патрубок на фланец, установить хомут в нужном месте и разжать клещи. Этот способ используем тогда когда D2 меньше чем Dmax, но больше Dmin.

Если не удалось установить хомут даже вторым способом, то следует заменить хомут на больший ближайший типоразмер.

Пружинные хомуты можно охарактеризавать тремя внутренними диаметрами.
D1 — диаметр в спокойном состоянии (сжатое состояние)
D2 — максимальный диаметр (диаметр до которого можно максимально разжать хомут)
D3 — рабочий диаметр (обычно равен диаметру патрубка на который надевается хомут), находится в диапазоне между D1 и D2.

Схема охлаждения двигателя 2.0 ABK с пружинными хомутами.

Фото в бортжурнале Audi A6 (C4)

Диаметры фланцев и трубопроводов для двигателя 2.0 ABK.
Первый диаметр — диаметр трубки или фланца, в скобках — диаметр утолщения.

Металлические трубопроводы:
1. 048 121 065 B Трубопровод системы охлаждения — Ø19 мм
2. 4A0 121 075 Трубопровод системы охлаждения для а/м с антиблокировочной системой тормозов ABS — Ø16,5(17,5) мм

Пластиковые фланцы:
3. VAG 037 121 132 G Фланец с уплотн. кольцом ABK, ADW, AAE — Ø32,5(35) мм / Ø25(28) мм
4. VAG 026 121 144 E Фланец с уплотн. кольцом ABK, ADW, AAE — Ø32,5(35) мм
5. VAG 048 121 121 B Фланец водяной (патрубок термостата) — Ø32,5(35) мм
6. VAG 4A0 819 497 Tройник Т-образной формы — Ø20(22) мм

7. Расширительный бачок — Ø20(22) мм / Ø10(12) мм
8. Радиатор основной — Ø32,5(35) мм — два отвода / Ø20(22) мм — один отвод
9. Радиатор печки — Ø20(22) мм
10. Помпа — Ø25(28) мм — два отвода.
11. Радиатор масляный — Ø16 мм — два отвода.

Резиновые патрубки (наружный диаметр).
42 мм — диаметр отвода фланца 32,5 мм, подходит пружинный хомут 40х12 мм
33-34 мм — диаметр отвода фланца 25 мм, подходит пружинный хомут 32х12 мм
27-28 мм — диаметр отвода фланца или трубопровода 20 мм, подходит пружинный хомут 27х12 мм
23-24 мм — диаметр отвода фланца или трубопровода 16 мм, подходит пружинный хомут 23х12 мм
17 мм — диаметр отвода фланца или трубопровода 10 мм, подходит пружинный хомут 17х12 мм
Толщина патрубков от 3,5 до 5 мм.

Пружинные хомуты в продаже, ориентировачная цена, необходимое количество:
1. 40 мм (Ø34 мм)* — 4 шт.
VAG (40х12) N 906 872 01 (1.16 $), VAG (40х12) N 906 558 01, VAG (40х15) N 016 41 01
MUBEA MU40 40х12,
MIKALOR 40х12,
NORMA (40х12) FBS4012 (1.16 $), NORMA (40х12) N90687201 (1.28 $)
GENERAL MOTORS (40х12) 94530093

2. 32 мм (Ø28 мм)*— 4 шт.
VAG (32х12) N 906 871 01 (2,75 $), VAG (32х12) N 906 557 01, VAG (32х15) N 016 40 41
MUBEA MU32 32х12,
MIKALOR 32х12
NORMA (32х12) FBS3212 (0.63 $), NORMA (32х12) N 906 871 01 (1 $)

3. 27 мм (Ø24 мм)* — 6 шт. (моторный отсек) + 4 шт. (на печку)
VAG (27х12) N 906 870 01 (1.93 $), VAG (27х12) N 906 556 01, VAG (27х15) N 016 40 31
MUBEA MU27 27х12,
MIKALOR 27х12
NORMA (27х12) FBS2712 (0.6 $), NORMA (27х12) N90687001

4. 23х12(Ø20 мм)* — 5 шт.
VAG (23х12) N 906 869 01, VAG (23х12) N90686902 (2 $), VAG (23х12) N 906 555 01, VAG (23х15) N 016 40 21
MUBEA MU23 23х12,
MIKALOR 23х12
NORMA (23х12) FBS2312 (0.49 $), NORMA (23х12) 94530069 (0.47 $), NORMA (23х12) N90655501 (0,41$)

5. 17 мм — 1 шт.
VAG (17х12) N 907 702 01 (1.18 $), VAG (17х15) N 100 986 01
MUBEA MU17 17х12,
MIKALOR 17х12
NORMA (17х12) FBS1712 (0.4 $), NORMA (17х12) N90770201 (0.33 $)

* — внутренний диаметр хомута в спокойном состоянии.

Половину нужных хомутов, а это размер 23 мм и 27 мм приобрел на разборке за символическую плату.
На разборке смотрел не из за того, что хотел сэкономить, изначально хотел купить только новые. Но просто не был уверен в размерах. На наш двигатель не устанавливались пружинные хомуты, поэтому все проверялось на практике и по некоторым схемам, отчетам из Инета.

Недостающие хомуты купил новые Norma FBS. Качество так себе. Геометрия маленьких хомутов не окружность, а многоугольник.

VAG-говские хомуты, которые покупались ранее были с маркировкой MU, так что вероятнее всего это хомуты фирмы MUBEA.

Если ставить хомуты на б/у патрубки лучше использовать узкие хомуты шириной 12 мм, так проще найти не продавленное место.
Если, все таки, вынуждены ставить пружинный хомут на продавленное место, тогда нужно подобрать хомут с меньшим диаметром. Например вместо хомута 27X12 ставится хомут 25X12.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *